Заповедный лес превратили в свалку
29 марта 2005 года

Полюбоваться на стихийную свалку в заповедном лесу журналистов "ВК" пригласил местный житель Владимир Михайлович. Устроил нам блицэкскурсию: показывал ржавые остовы автомобилей и строительный мусор в кюветах. Комментировал: "Вот отсюда и оттуда мы с соседями уже не раз вывозили мусор. Но поймать тех, кто мусорит, не можем. Едва одну несанкционированную свалку ликвидируем, как другая образуется. А летом сюда приезжают компании, мусорят, жгут костры. Мы убираем и за ними..."

Северная объездная дорога делит комплекс Голубых озер на две части. Расположенные севернее малое и проточное озера обустроены - там есть помосты, павильоны, контейнеры для мусора. А на большом, около Кадышева, все пущено на самотек с тех самых пор, как прекратил свое существование пионерлагерь в его окрестностях... О тех временах напоминают замшелая советская Венера - гипсовая фигура девушки в военной форме с отбитыми много лет назад руками, каменные воротца да хилый мостик без перил.

- Какие в озере водоросли удивительные - синие, красные! Исчезнет вода - и они исчезнут. На берегах не только утки гнездятся - я выхухоля видел, соек, другой живности масса. А замусорят окончательно лес - никого в нем не останется, - переживает Владимир Михайлович. - Куда смотрят экологическая милиция, лесники? Здесь ведь не только мусор убирать надо, лес надо расчищать, берега укреплять.

В конце озера - водопад и протока, по которой вода перетекает в Казанку. За последний год водопад передвинулся и подобрался вплотную к озеру, так что еще немного - и перемычку подмоет. Тогда вода из Голубого озера уйдет. В 1928 году такое уже было - вода прорвала перемычку, отделяющую малые озера от Казанки. Озера не стало, оно восстановилось лишь после того, как заново отстроили перемычку. Если не станет озера, то заилятся источники по его берегам, которые только у Кадышева выбрасывают около 400 литров воды в секунду. В итоге убавится воды в Казанке.

- Много ли в России городов, где неподалеку от центра лес, лечебные озера с сульфатными источниками? Вот нам все бы это облагородить - и гостям города, которые на 1000-летие Казани приедут, показывать! Но где там - у нас даже в центре всю зелень сгубили... - так закончил экскурсию у Голубого озера наш кадышевский знакомый.

После встречи с ним я связалась с экологической милицией. Замначальника отдела организационно-аналитической работы Артем Сидоров, который ее рейды координирует, заявил, что сигналов из Кадышева к нему не поступало. "Вот теперь обязательно примем меры, - заверил он. - Тем более что 1 апреля начинается двухмесячник по санитарной очистке". На замечание, что Голубое озеро и лес вокруг него - особо охраняемая территория, памятник природы, за которым надо бы круглый год следить, Сидоров ответил, что постоянный пост для его охраны выставить не может: нет людей.

- Почему сами кадышевские нам не жалуются? - удивился он. А узнав, что они самостоятельно занимаются очисткой территории, полюбопытствовал: - Может, они еще и знают, кто мусор туда вывозит? Нет? Жаль.

Артем Сидоров подтвердил опасения добровольных санитаров заповедного леса: если экологическая милиция поймает их с чужим мусором в кузове, то "запросто может оштрафовать - а как без документов докажешь, что ты не свой мусор тайком вывозишь?".

Удивительно, что те, кто по должности обязан следить за состоянием памятника природы, вспоминают о нем только во время месячников по саночистке. Еще более удивительно, что простые граждане, которые, заплатив налоги, вправе рассчитывать, что уборкой займется кто-то другой, сами наводят порядок.

Инна Серова, "Вечерняя Казань"